История Китая знаменита великими изобретениями: шелк, порох, бумага, чай и фарфор прославили эту страну на весь мир. Китайцы и сейчас производят для всего мира огромное количество товаров - качественных, и не очень. Китайцы дисциплинированны и сплочены, спортивные успехи этой нации в последние годы заставляют завидовать им «белой завистью». Как же им удается воспитывать таких вот самоотверженных тружеников и спортсменов?

А ведь современный процесс воспитания детей в Поднебесной не так прост, как кажется. Проблемы воспитания в китайском обществе совсем не те, что волнуют нас. Да и проблемы ли это для самих китайцев?

Проблема №1. Самопринижение

Воспитание детей в Китае – вопрос государственного уровня, поэтому считается нормальным, когда ребенка отправляют в ясли с трехмесячного возраста. В полтора года ребенка уже начинают учить: счет, пение, рисование, письмо. Скорей, скорей сделать из ребенка «полезного члена общества», включить в процесс производственной гонки! Большинству наших российских мам и в голову бы не пришло бросать на произвол государственной машины своих малышей в таком нежном возрасте.

Да, малыши растут деятельными, общительными, любопытными. Но детей приучают быть сговорчивыми и послушными. Казалось бы, а что в этом такого? Не мечта ли это и наших отечественных родителей?

Чтобы вам стали более понятными основные ценности, которыми должны проникнуться китайские дети, я расскажу одну известную историю про мальчика, ставшего проповедником Дао. Когда ему предлагали вкусное, он мужественно отказывался. Ему мороженое предлагают- а он ни в какую! Почему? Он объяснял это тем, что он маленький, и ему надо мало. Эту назидательную историю обязательно рассказывают детям, преподнося непритязательность мальчика как важную добродетель.

Побывавшие в Китае очень удивляются, когда мама в магазине говорит мальчику: "Подожди", и он ждет ее час или два без малейшего беспокойства. Представьте себе, что бы в это время делал ваш ребенок? Поднял бы на уши весь магазин, не правда ли?

Самопринижение и покорность здесь - очень значимые факторы воспитания.

Послушание и принятие всего происходящего со смирением – эталон.

Проблема №2. Мужской шовинизм

Рождение мальчика всегда было очень важным событием в жизни китайской семьи. Это -огромный праздник. По народным приметам рождению ребенка мужского пола способствует волчок на веревочке, и именно такой подарок родители отправляют беременной дочери. Если рождался мальчик, ребенка наряжали в красные одежды, символизирующие радость, и гордо показывали всем родственникам и знакомым. Вот, мол, полюбуйтесь! 

Воспитание мальчиков всегда было более важным и ответственным делом по сравнению с воспитанием девочек, которых просто учили вежливости и знакомили с календарем, обучали песням нравственного содержания. Без нравственности – никуда! Юным дамам было достаточно научиться быть пассивными, развить скромность и послушание, а также получить навыки ведения домашнего хозяйства. А много ли надо домохозяйкам?

Девочкам часто подчеркивали их неравноправие с мальчиками. Как вам, например, такое достаточно традиционное имя для девочки (особенно в селах), переводящееся как "Большая ошибка"?

А вот для мальчиков были разработаны игры, целью которых является подготовка к дальнейшей трудовой деятельности. Дети играют в производственные работы! Вот так и готовятся - словно на конвейере - самоотверженные труженики и трудоголики, готовые к многочасовой неустанной работе.

В итоге такого воспитательного процесса получаются тихие трудолюбивые люди, способные работать целыми сутками в самых нечеловеческих условиях.

Всем известно, что китайцы производят неимоверное количество разных товаров… не очень высокого качества, от детских игрушек до национальных флагов других стран. Зато много. Китайские товары заполонили весь мир и породили так называемое китайское экономическое чудо. Впрочем, ходят слухи, что для внутреннего пользования делаются качественные товары. А для «лаоваев» сгодится и попроще. Главное- оборот.

Конечно, в современном Китае в воспитательной работе в последнее время выросла роль «человеческого фактора», и уделяется внимание гармоничному развитию личности: физическому, интеллектуальному, эстетическому.

Но все они придерживаются общего традиционного принципа, и хорошо это или плохо,- вопрос очень неоднозначный.